СТАНДАРТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ В ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ ККО ВОС.
ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
(2 услуги):
1. Диагностика:
- Сбор социально-средового анамнеза инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));
- тестовые задания и функциональные пробы для исследования навыков:
- ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды.
- пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее – МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.);
- пользование общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки, тактильные подсказки и т.д.) и информационными системами со звуковым оповещением (например, «Говорящий город» и др.);
- ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым или голосовым выходом информации и возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями — лупами и др.);
- обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
- навык распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты и др.);
- персональной безопасности при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.;
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам инвалида;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида;
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики.
- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации;
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации;
- Обучение
- информирование о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств дополнительными световыми сигнализаторами остановки и начала движения транспорта, бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах, предупредительных знаках «Желтый круг», о системе радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков и т.д.);
- обучение самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств в целях коммуникации и ориентирования (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);
- обучение инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств для коммуникации и ориентирования (GPS-навигаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, коммуникаторы, в том числе со встроенными видеоувеличителями, лупами и др.) (индивидуальные занятия);
- обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (звуковое оповещение, информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и др.);
- обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом;
- обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских учреждений;
- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д.
ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ (ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ) ПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ УХОДА И ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ:
(6 услуг)
Обучение:
- обучение технологиям использования ассистивно-коммуникативных средств (устройства сканирования текста с речевым выводом, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи, белые тактильные трости, коммуникаторы, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.)
- по вопросам получения ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социальной реабилитации и абилитации;
- по вопросам использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации;
- по вопросам специфики использования ТСР в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи
- о современных ТСР и ассистивных технологиях
- обучение инструкциям по полученным видам ТСР
АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И БЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
(7 услуг)
1.Диагностика
- сбор социально-бытового анамнеза инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования.
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.);
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (слуховые аппараты, портативные индукционные петли и др.);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
2. Обучение
- обучение элементарным бытовым навыкам (приготовление пищи и умения принимать её согласно правилам этикета; навыкам опрятности и др.);
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация «свой-чужой», освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома – пожар, взлом, утечка газа и др.);
- обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений (слежение рукой по стене, пробы ногой, защитные техники рукой, передвижение с сопровождающим, передвижение с помощью тактильной трости, передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции, передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);
АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ:
- обучение настройке телевизора с телетекстом;
- навыки пользования домофоном, телефоном
- Обучение инвалида совместно с членами его семьи, инструкциям по полученным видам ТСР
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО УЧАСТИЯ В ДОСУГОВЫХ, КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3 услуги)
- информирование о доступных для инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий, в т.ч. с тифлокоментатором и т.д.);
о доступных для инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках для глухих, жестовое пение, танцы, декламирование стихов, театры для слепых и т.д.);
о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься инвалид по месту жительства;
об организациях, реализующих мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.;
о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и др.;
об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и др.;
о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д.
- организация посещения социокультурных досуговых мероприятий в целях:
- обеспечения активного досуга инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных) (при необходимости с использованием сурдо- или тифлотехнических средств получения информации);
- приобщения к культурным, духовно-нравственным ценностям посредством просмотра специализированных театральных представлений, фильмов с тифлокомментариями (при необходимости);
- творческой самореализации инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и т.д.);
- создания условий для возможности полноценного участия инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах) и др.
- социокультурное просвещение в формате лектория, беседы с наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты (при необходимости с использованием оптических средств с учетом возможностей остаточного зрения (очковой коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности) и др.) в целях:
- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;
УСЛУГИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- сбор социально-психологического анамнеза инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));
- исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений высших психических функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик и личностных тестов; в случае отсутствия устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения у ребенка-инвалида используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор «Ориентир» и др.), оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60-100%), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха;
- исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностной сфер методами аппаратно-программной диагностики с учетом возможностей остаточного зрения и слуха;
- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать:
- оценку социально-психологического статуса инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
- рекомендации по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалида;
- разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации инвалида в полустационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования вспомогательных оптических устройств и др.
- Итого
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;
- консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:
-формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);
-коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.
- коррекция и развитие высших психических функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления посредством пато- и нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного зрения;
- коррекция и развитие высших психических функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления с использованием аппаратно-программных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного зрения;
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;
- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;
- развитие личности в условиях зрительной или слуховой депривации;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др.;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- развитие и личностный рост инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);
- обучение законного или уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивно-интеллектуальных функций у инвалида в домашних условиях;
- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др.
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;
- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);
- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у инвалида и законного или уполномоченного представителя психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др.
Специалист по социокультурной
реабилитации ККО ВОС Егорова Д.Ю.